(391) 277-74-54  (телефон / факс)

КОНКУРСОМ ПО НАЗНАЧЕНИЮ решило ударить Минэкономразвития России, запретив принимать к оплате платежные поручения в порядке ст. 51 УПК РФ

                  Президент Адвокатской палаты Красноярского края С.Н. Мальтов прислал в Федеральную палату адвокатов РФ официальный документ – письмо Управления Федерального казначейства по Красноярскому краю от 2 августа 2007 г. № 19-03-11/3040, направленное руководителям бюджетных учреждений (по списку). Для сведения и использования в работе финансистам препровождалось письмо Министерства экономического развития и торговли РФ от 14 июня 2007 г. № Д04-2224, в котором упоминается «государственный контракт на оказание услуг адвокатов» и разъясняется, что при бюджетном государственном финансировании «размещение заказа на оказание услуг адвокатов должно быть осуществлено путем проведения торгов в форме конкурса» (участники конкурса подают заявки и с победителем заключается контракт).
                 С.Н. Мальтов информировал ФПА РФ, что письмо Минэкономразвития России, несмотря на его очевидную правовую несостоятельность, разослано в органы прокуратуры, органы МВД РФ и суды края и уже служит основанием для приостановления оплаты труда адвокатов по назначению. 2 августа в Адвокатскую палату Красноярского края поступило заявление от адвоката Г.Ю. Сенниковой. 20 июля прокуратура Центрального района г. Красноярска направила в краевую прокуратуру постановление, на основании которого должна быть оплачена ее работа. В бухгалтерии краевой прокуратуры Г.Ю. Сенникову уведомили, что по разъяснению Федерального казначейства оплата труда адвокатов по назначению органов следствия и суда должна производиться на основании контрактов, вследствие чего Федеральное казначейство не принимает к оплате платежные поручения в порядке ст. 51 УПК РФ. В бухгалтерии краевого суда адвокату сообщили, что за июль 2007 г. выплаты адвокатам по назначению производились, но по получении письма Федерального казначейства они будут приостановлены. Г.Ю. Сенникова располагает сведениями о том, что УВД Центрального района г. Красноярска также прекратило оплату труда адвокатов на основании постановлений следователей. Федеральная палата адвокатов РФ направила министру экономического развития и торговли РФ Г.О. Грефу письмо, в котором излагает свою позицию и предлагает отозвать из Федерального казначейства указанные разъяснения. Аналогичные письма направлены в Министерство юстиции РФ и Федеральную регистрационную службу. Федеральная палата адвокатов РФ рекомендует адвокатам, получившим отказ в оплате их труда за участие в качестве защитников в уголовном судопроизводстве по назначению, незамедлительно обращаться с исками в суд о защите нарушенных прав и информировать ФПА РФ о результатах судебного реагирования.
 

МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ТОРГОВЛИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (МИНЭКОНОМРАЗВИТИЯ РОССИИ) от 14 июня 2007 г. № Д04-2224
О разъяснениях положений Федерального закона от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ

                В Федеральное казначейство  Департамент стратегии социально-экономических реформ рассмотрел обращение Федерального казначейства о разъяснениях положений Федерального закона от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон) и сообщает. Указанный Закон регулирует отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд (часть 1 статьи 1). Согласно части 1 статьи 3 Закона под государственными нуждами понимаются обеспечиваемые в соответствии с расходными обязательствами Российской Федерации за счет средств федерального бюджета потребности Российской Федерации в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций Российской Федерации (в том числе для реализации федеральных целевых программ), для исполнения международных обязательств Российской Федерации, в том числе для реализации межгосударственных целевых программ, в которых участвует Российская Федерация, Государственный контракт на оказание услуг адвокатов заключается в целях обеспечения государственных нужд Заказчика от имени Российской Федерации. Финансирование указанных потребностей осуществляется из средств федерального бюджета. Таким образом, размещение заказа на оказание услуг адвокатов должно быть осуществлено путем проведения торгов в форме конкурса в соответствии с требованиями Закона. В соответствии с частью 3 статьи 29 Закона установлено, что государственный или муниципальный контракт заключается по цене и на условиях, указанных в поданной участником конкурса, с которым заключается контракт, заявке на участие в конкурсе и в конкурсной документации, с учетом положений части 6 статьи 9 Закона. Следовательно, заключение государственного контракта без указания цены государственного контракта является нарушением требований Закона.
 

Врио директора Департамента стратегии социально-экономических реформ М.М. Карагодин
 

ФЕДЕРАЛЬНАЯ ПАЛАТА АДВОКАТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 6 августа 2007 г. № 389-08/07 Министру экономического развития и торговли Российской Федерации Г.О. Грефу
 

Уважаемый Герман Оскарович!


                 14 июня 2007 г. Департамент стратегии социально-экономических реформ Минэкономразвития России направил в Федеральное казначейство письмо «О разъяснениях положений Федерального закона от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ» (исх. № ДО4-2224), в соответствии с которым предлагается изменить порядок привлечения адвокатов для участия в качестве защитников в уголовном судопроизводстве по назначению уполномоченных на то государственных органов путем размещения заказа «на оказание услуг адвокатов» и проведения торгов в форме конкурса с последующим заключением государственного контракта «на оказание услуг адвокатов», как того требует Федеральный закон от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

                Предлагаемый в разъяснениях порядок участия адвокатов в отправлении правосудия и оплаты их труда противоречит действующему законодательству, регулирующему правоотношения в этой сфере, и приведет к полной дезорганизации деятельности правоохранительных и судебных органов. На основании указанных разъяснений Управлением Федерального казначейства по Красноярскому краю со ссылкой на отсутствие государственного контракта уже незаконно прекращена оплата труда адвокатов, участвовавших в качестве защитников в уголовных делах по назначению, что повлекло массовый отказ адвокатов принимать поручения на участие в уголовных делах по заявкам правоохранительных и судебных органов, поскольку никто не может быть принужден к бесплатной работе.

               Аналогичная ситуация может сложиться и в других регионах России. В связи с этим требуется принять безотлагательные меры по отмене указанных разъяснений, как противоречащих Конституции РФ и действующему законодательству, регламентирующему порядок реализации конституционного права граждан на получение квалифицированной юридической помощи. Как известно, с соответствии с Конституцией РФ (ст. 48) государство гарантирует каждому задержанному, заключенному под стражу, обвиняемому в совершении преступления право пользоваться помощью адвоката (защитника) с момента соответственно задержания, заключения под стражу или предъявления обвинения. В силу прямого указания закона никто кроме адвокатов не вправе осуществлять защиту граждан в уголовном судопроизводстве. Уголовно-процессуальный кодекс РФ (ст. 50, 51) определяет механизм и порядок привлечения адвоката для участия в уголовном деле по назначению уполномоченных органов, а также оплаты его труда за счет федерального бюджета. Размер оплаты труда адвоката в этом случае и порядок выплаты вознаграждения регулируются постановлением Правительства РФ от 4 июля 2003 г. № 400, а порядок расчета оплаты труда – приказом Министерства юстиции РФ и Министерства финансов РФ от 6 октября 2003 г. № 257/89н. Определен строго ограниченный перечень документов, которые являются основанием для оплаты труда адвокатов. Федеральный закон «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» определяет, что адвокат оказывает не услуги, а квалифицированную юридическую помощь. Эта деятельность не является предпринимательской (п. 2 ст. 1), а адвокатские образования и адвокатские палаты субъектов РФ действуют в качестве негосударственных некоммерческих организаций. Сам порядок оказания квалифицированной юридической помощи адвокатами, участвующими в качестве защитников в уголовном судопроизводстве по назначению, определяется советом адвокатской палаты субъекта РФ и в соответствии с действующим законодательством об адвокатской деятельности и адвокатуре ни в каком ином порядке и никаким иным органом определяться не может. Анализ приведенных выше правовых норм дает основание сделать вывод о том, что адвокаты не занимаются «оказанием правовых услуг», а участвуют в отправлении правосудия по уголовным делам по назначению в силу возложенной на них законом публично-правовой функции в целях выполнения государством гарантий обеспечения конституционного права граждан на получение квалифицированной юридической помощи. Указанные правоотношения между государством и адвокатурой закреплены в Уголовно-процессуальном кодексе РФ, специальном законодательстве об адвокатской деятельности и адвокатуре и не могут быть предметом регулирования Федерального закона «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». На основании изложенного просим Вас, уважаемый Герман Оскарович, отменить вышеназванные разъяснения Департамента стратегии социально-экономических реформ Минэкономразвития России, отозвать письмо Департамента из Федерального казначейства и дать указание проинформировать Федеральную палату адвокатов о принятом решении. 
 

С уважением, президент Е.В. Семеняко


наверх страницы