(391) 277-74-54  (телефон / факс)

Проблемы можно и нужно решать

 

 

 

С.Н. Мальтов
президент Адвокатской палаты Красноярского края,
заведующий кафедрой адвокатской практики
юридического факультета Сибирского федерального университета
и Адвокатской палаты Красноярского края, кандидат юридических наук 

 

«Если задуматься над тем, что в деле бывают поставлены на карту жизнь,
достояние, общественное положение, честь и доброе имя людей,
вверившихся адвокату, то нельзя не сказать,
что нравственный долг обязывает его потрудиться настолько,
чтобы усвоить хотя основные начала того искусства,
которое служит успеху в этой ответственной борьбе».

Р.Гаррис, «Школа адвокатуры»

 

            Минуло пять лет с того момента, как красноярские адвокаты объединились в новую свободную и независимую корпорацию – Адвокатскую палату Красноярского края.

            За прошедшие годы удалось сделать не мало. Постепенно восстанавливаются вековые  традиции российской адвокатуры, изживаются последствия ее фактического «огосударствления» в советский период. Можно сказать, вопреки всему произошло объединение адвокатов на принципах служению правосудию и интересам защиты прав и свобод граждан. К адвокатам вернулось осознание профессиональной свободы и профессиональной ответственности перед своими клиентами и коллегами, понимание своей высокой социальной миссии.

            Безусловным является стремление адвокатов к совершенствованию, повышению профессиональных знаний, как условию успешности и профессионального роста. Поэтому практически с первых дней образования Адвокатской палаты Красноярского края началось формирование системы повышения квалификации  и обучения адвокатов. Она строится на четких базовых принципах (таких как свобода выбора форм, курсов и методов обучения, сочетание федерального и регионального подхода в образовательных программах, использование современных образовательных технологий, сотрудничество с образовательными, научными учреждениями, правоохранительными органами и пр.) и носит многоуровневый характер. Первым уровнем является базовое юридическое образование практико-ориентирующего характера, рассчитанное на студентов выпускного курса юридических вузов, выбравших специализацию в области адвокатской деятельности. Второй уровень – послевузовское дополнительное юридическое образование, рассчитанное на выпускников юридических вузов и практикующих юристов, претендующих на статус адвоката, стажеров и помощников адвокатов. Третий уровень включает в себя дополнительное образование, направленное на углубление знаний и приобретение дополнительных правовых и профессиональных компетентностей действующими адвокатами. Причем обучение не ограничивается сферой правоведения. К примеру, регулярно проводятся психологические тренинги и семинары Института психологии и педагогики развития Российской академии образования. Цель тренингов – развитие психологической компетентности адвокатов.

          Центром обучения является г. Красноярск. Однако многие адвокаты живут и работают в отдаленных от центра сельских и северных районах Красноярского края. Поэтому для них на постоянной основе организованы выездные семинары и тренинги.            

          Особую роль в системе профессиональной подготовки занимают рабочие семинары (практические занятия), проводимые по программам ФПА РФ и программам сотрудничества Адвокатской палаты Красноярского края с международными и зарубежными организациями. Осенью 2007г. АВА при поддержке Федеральной палаты адвокатов РФ провела семинар «Работа адвоката в суде присяжных»

          Важным и необходимым условием совершенствования является нравственное воспитание. Поэтому ежегодно проводятся конференции, посвященные вопросам адвокатской этики и подведению итогов научно-образовательной деятельности красноярских адвокатов. Они традиционно собирают несколько сот участников со всего Красноярского края, что способствует широкой трансляции важной информации и не менее широкому обмену мнениями между адвокатами.  

          Важным результатом образовательной деятельности явилось принятие принципиального решения об открытии на базе Адвокатской палаты Красноярского края, Центра повышения квалификации адвокатов не только нашего края, но и адвокатов Сибирского федерального округа. Такое решение было принято на совместном заседании, прошедшем в г. Красноярске  с представителями Американской ассоциации юристов в рамках Программы содействия развитию адвокатской деятельности. Не менее важным было создание на базе  Адвокатской палаты Красноярского края кафедры адвокатской практики в составе юридического факультета Сибирского федерального университета (СФУ).  Непосредственное назначение кафедры – научно-методическое руководство производственной практикой студентов юридического факультета СФУ, научное консультирование и методическая помощь адвокатам, разработка методических рекомендаций по вопросам адвокатской деятельности, а также учебных пособий для практикантов, адвокатов, их помощников и стажеров.

         Таким образом, нужно констатировать, что в Красноярском крае создана и действует во многом инновационная система юридической подготовки адвокатов, имеющая мощный потенциал для своего дальнейшего развития. Успешный опыт и достижения красноярских адвокатов и преподавателей в сфере профессионального обучения, безусловно, может быть использован на всей территории России.

         Казалось бы, нам есть чем гордиться: система повышения квалификации адвокатов Красноярского края является одной из лучших в России и отличается наибольшей степенью завершенности. Вместе с тем, достигнутые успехи – не повод для благодушия. Не мало трудностей и проблем остаются до конца не разрешенными, требуют не только регулярного внимания, но и новых подходов.

         Так, ни для кого не секрет, что огромная территориальная протяженность Красноярского края осложняет доступ адвокатов из удаленных северных районов к образовательным ресурсам. Выездные семинары, конечно, способствуют сглаживанию этой проблемы, но не способны эффективно ее решить. Нужна современная система дистанционного обучения. Ее еще предстоит создать и это потребует дополнительных усилий. Разумеется, дистанционный подход не может полностью заменить личного общения с преподавателем, но позволит организовать и контролировать получение и усвоение необходимой информации, а через систему письменных работ и практических заданий даже приобретение требуемых профессиональных умений или, по крайней мере, обнаружение их дефицита.

        Более сложными проблемами являются подбор адвокатских кадров, определение готовности к адвокатской профессии, оценка профессионального роста и мастерства. Здесь намного больше вопросов, чем ответов. Не секрет, что квалификационный экзамен на приобретение статуса адвоката не является экзаменом на профессиональную пригодность. Адвокатская профессия требует не просто суммы юридических знаний или знаний об адвокатской деятельности, месте работы, трудовых функциях, а целого ряда умений и навыков, без овладения которыми адвокат не состоятелен. Речь идет об умениях вступать в различные коммуникации, вести переговоры, вступать в контакт со своим клиентом, добиваться с ним взаимопонимания, учитывать его проблемы  и многом другом. Конечно, совершенно очевидно, что профессиональное становление адвоката возможно только через практический опыт. Наверное, в определенной мере он имеется у тех, кто был помощником или стажером адвоката, и, тем более, у тех, кто приходит к нам из другой юридической профессии. Но это не значит, что мы не должны знать, какой это опыт и проверять его на соответствие профессиональному адвокатскому стандарту. Аналогичным должен быть подход и к результатам повышения квалификации действующих адвокатов.  

        Сложность поставленных проблем несомненна. Для их разрешения нужны решительные шаги. Во-первых, следует пересмотреть наш профессиональный стандарт, предусмотреть в нем широкий набор  общих и специальных профессиональных компетенций (коммуникативных, аналитических, конфликтных и др.), ориентированных  на профессиональную эффективность. Во-вторых, нужно изменить критерии оценки на квалификационном экзамене и, возможно, ввести аттестацию кадров с учетом требований обновленного профессионального стандарта. В-третьих, необходимо расширить систему стажировок (не только для претендентов, но и для адвокатов), сделать их управляемыми с точки зрения достижения результатов. В-четвертых, следует усилить направленность повышения квалификации адвокатов на совершенствование профессиональных умений и навыков. В-пятых, нужно вступить в переговоры с юридическими вузами с целью формирования заказа на профессионально пригодных выпускников, активно участвовать в вузовском учебном процессе (на уровне учебных и производственных практик, практико-ориентированных курсов и т.п.), создавать на своих «площадках» юридические клиники для студентов.

        Эти и другие шаги, в конечном счете, должны привести к появлению такой системы отбора, подготовки и переподготовки кадров, которая бы гарантировала профессиональный рост и успешность адвокатов. 

 


Презумпция невиновности в гражданcком процессе

Трубецкой Н.А. Адвокат, член квалификационной комиссии, руководитель Аналитического центра, тренер Школы адвокатов Адвокатской палаты Ставропольского …

Обоснованность ходатайства о приобщении дополнительных доказательств к материалам дела в публичном уголовном процессе

Белецкая Л.С. Учащаяся магистратуры I курса Юридического института СФУ по программе «Адвокат в судебном …

Техники подготовки юридических документов. Как подготовить документ, чтобы повысить шансы его удачного рассмотрения в суде?

Редькин Д.А. Адвокат Первой Красноярской краевой коллегии адвокатов, тренер Института повышения квалификации адвокатов Адвокатской палаты Красноярского …

наверх страницы